dc.description.abstract |
Сольфеджио, как и любой другой предмет в системе музыкального образования, имеет целью способствовать музыкальному развитию учащихся, научить их сознательно воспринимать музыку, свободно ориентироваться в ней. В советской педагогической практике повсеместное распространение получил ладовый принцип развития слуха. В большинстве пособий по сольфеджио и в практике преподавания данного предмета принят следующий порядок изучения ступеней лада: сначала осваиваются устойчивые звуки, затем прилегающие к ним неустои. Для нахождения определенной ступени учащийся должен восстановить в памяти звучание тоники (или тонического трезвучия) и затем уже от нее найти требуемую ступень. В данном пособии дается несколько иная система слухового усвоения ступеней лада. На первых же занятиях учащимся предлагается запомнить ряд мелодий (попевок), представляющих часть звукоряда гаммы (вначале — мажорной, дальше — минорной) от определенной ступени к тонике. Вместо попевок можно использовать знакомые песни, начинающиеся с разных ступеней лада. При воспроизведении попевок голосом (или мысленно) в центре слухового внимания становится побочная ступень и ее соотношение с тоникой. Твердо усвоив звучание попевок, учащийся, настроившись в определенной ладотональности, быстро и безошибочно находит требуемую ступень, которая является началом соответствующей по-певки (или Началам знакомой мелодии). При этом все ступени интонируются с одинаковой легкостью. |
uk_UA |