Показати скорочений опис матеріалу
dc.contributor.author | Щавинский, Василий Александрович | |
dc.date.accessioned | 2021-04-23T17:10:43Z | |
dc.date.available | 2021-04-23T17:10:43Z | |
dc.date.issued | 1935 | |
dc.identifier.citation | Очерки по истории техники живописи и технологии красок в Древней Руси / В. А. Щавинский. - М.-Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1935. - 158 с. | uk_UA |
dc.identifier.uri | http://elib.nakkkim.edu.ua/handle/123456789/2853 | |
dc.description | Великий хімік-технолог і знавець техніки і історії живопису В.А.Щавінскій помер в кінці 1924 р., підготувавши до друку, за винятком невеликих відділів, всю свою роботу, плід багаторічної праці з дослідження історії техніки живопису і технології фарб в древньої Русі. Випускаючи її, Інститут археологічної технології Державної Академії історії матеріальної культури імені Н.Я.Марра керувався тим, що в праці В. А. Щавинського ми маємо перш за все прекрасну зведення того матеріалу, який знаходиться в старих російських рукописах, в відомих трактатах західноєвропейських авторів, зібраних у Е.Berger'a (в його Beiträge zur Entwickelungsgeschichte der Maltechnik). По-друге, ця зведення зроблено не простим послідовним нанизуванням текстів рукописів, а побудована у вигляді критичного огляду даних за окремими матеріалами, причому розкрита технічна залежність одних рецептів від інших, російських авторів від своїх західних і візантійських першоджерел. Нарешті, на цій роботі В. А. Щавинського позначилися виняткові якості самого автора, - великого хіміка-технолога, відомого знавця живопису, добре знав велику літературу з історії живопису, зокрема давньої російської; знання стародавніх мов, що дозволяло вивчати багато текстів безпосередньо в оригіналі і перевіряти наявні переклади технічних текстів Геракла, Теофіла, Діонісія Фурнаграфіота та інших, було в руках хіміка і технолога ще додатковим і дуже суттєвим плюсом. | uk_UA |
dc.description.abstract | Крупный химик-технолог и знаток техники и истории живописи В.А.Щавинский умер в конце 1924 г., подготовив к печати, за исключением небольших отделов, всю свою работу, плод многолетних трудов по исследованию истории техники живописи и технологии красок в древней Руси. Выпуская ее, Институт археологической технологии Государственной Академии истории материальной культуры имени Н.Я.Марра руководствовался тем, что в труде В. А. Щавинского мы имеем прежде всего прекрасную сводку того материала, который находится в старых русских рукописях, в известных трактатах западноевропейских авторов, собранных у Е.Berger'a (в его Beiträge zur Entwickelungsgeschichte der Maltechnik). Во-вторых, эта сводка сделана не простым последовательным нанизыванием текстов рукописей, а построена в виде критического обозрения данных по отдельным материалам, причем вскрыта техническая зависимость одних рецептов от других, русских авторов от своих западных и византийских первоисточников. Наконец, на этой работе В. А. Щавинского сказались исключительные качества самого автора, — крупного химика-технолога, известного знатока живописи, отлично знавшего обширную литературу по истории живописи, в частности древней русской; знание древних языков, позволявшее изучать многие тексты непосредственно в подлиннике и проверять имеющиеся переводы технических текстов Гераклия, Теофила, Дионисия Фурнаграфиота и других, было в руках химика и технолога еще дополнительным и весьма существенным плюсом. Необходимо, конечно, поставить еще один вопрос, — в каких отношениях стоит труд В. А. Щавинского к другим работам в этой же области, напечатанным в последнее время. Из того, что сейчас мы имеем в этом направлении (Киплик «Техника живописи», Чернышев «Техника фрески», Виннер «Лаки в живописи», Рыбников «Техника живописи»), ни одна книга не является такой широкообъемлющей критической сводкой материала, как очерки В. А. Щавинского. Одни из них суживают свои задачи только до одной разновидности материала (Чернышев, Виннер), другие дают материалы западноевропейские, но не дают русского (Бергер), третьи подходят к вопросам техники живописи со специфической точки зрения реставрации масляных картин (Рыбников) или дают просто краткий учебник (Киплик). Исследователь, обращающийся к древнерусским памятникам по вопросам ли их создания и техники, по вопросам ли их реставрации, без работ В. А. Щавинского обойтись не может, чем и объясняется, что еще в рукописи очерки Щавинского получили очень широкую известность и опубликование их стало неотложной необходимостью в интересах как историков, так и художников и технологов-красочников. Издание этих очерков встретило большие технические затруднения, так как полного проверенного автором текста их Институт не имел, и этот текст надо было составить из разных списков и частью даже отдельных листов; при этом главы о желтых красках в тексте совсем не имеется, так как она сохранилась только в отрывочных набросках. Так как объединяющей заключительной статьи В. А. Щавинский не успел оставить, работу его можно было печатать только в виде отдельных очерков. | uk_UA |
dc.language.iso | ru_RU | uk_UA |
dc.publisher | Государственное социально-экономическое издательство | uk_UA |
dc.subject | живопис | uk_UA |
dc.subject | іконопис | uk_UA |
dc.subject | фарби | uk_UA |
dc.title | Очерки по истории техники живописи и технологии красок в Древней Руси | uk_UA |
dc.type | Book | uk_UA |