dc.contributor.author |
НЕЙЧЕВА, Лилия Васильевна |
|
dc.date.accessioned |
2021-06-16T12:34:50Z |
|
dc.date.available |
2021-06-16T12:34:50Z |
|
dc.date.issued |
2016 |
|
dc.identifier.citation |
Нєйчева Л. В. Болгарское музикальное искусство как национально-стилевая парадигма в культуре ХХ - начале ХХІ веков [Текст] : дисертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения : Спец. 17.00.03 - "Музыкальное искусство" / Лилия Василивна Нєйчева ; Одес. нац. муз. акад. ім. А. В. Неждановой. - Одеса, 2016. - 260 с. |
uk_UA |
dc.identifier.uri |
http://elib.nakkkim.edu.ua/handle/123456789/3033 |
|
dc.description |
Обзор исторических материалов по болгарской музыке от начал нации до минувших столетий определил особую религиозно-просветительскую миссию этого славянского народа, неразрывно связанного с византийско-православной традицией и благословенного активностью св. Кирилла, великого богослова и религиозного философа. Музыкально-певческая направленность национального искусства органически вобрала старовизантийский исон-бурдон, на основе которого сложились великие музыкальные достижения Средневековья, прежде всего, богомильское певческое искусство, соотнесенное с великими еретическими движениями всехристианского масштаба, а также творчество Иоанна Кукузеля, вознесшего поздневизантийскую монодию на высоту фигуративного вокала, питавшего предренессансное гимнопевческое искусство и раннюю оперу, по Г. Кречмару, представленную литургической и полулитургической драмой православной Франции. Созданный творческий «запас» церковной гимничности позволил сохранить энергию творческого прорыва вплоть до грани ХIХ –ХХ столетий, когда с выходом «болгарского Леонтовича» Д. Христова, аккумулировавшего ресурсы церковной православной традиции, создавшей естественное основание для целой плеяды композиторов, развивавшихся вне церкви и помимо церкви: П. Владигеров, Л. Пипков, П. Хаджиев и многие другие. Эти последние оказались в фокусе музыковедческих анализов соотечественников и представителей музыкальной науки Советского Союза. Очевидные достоинства созданного ими вошло в музыкальную жизнь минувшего столетия. Однако сегодняшний день музыкальной Болгарии определяется углубленным изучением оставленного Д. Христовым, притом,что практика православного церковнопения в Украине постоянно обращалась к музыке, созданной наследником Кукузеля в столетие Научно-технической революции.
Приведенные выше исторические обобщения в единстве с проделанными анализами произведений композиторов, предствляющих вехи национального
художественного развития, выстроены в направленности на очевидную наднациональную значимость болгарского элемента как части «этнической доминанты» в искусстве XX и начала XXI вв. Такая постановка проблемы образует развитие идей Х. Римана в музыковедениии отечественных историков, например В. Ключевского, относительно того, что «история» делается не всеми народами вместе, но лидерствующими нациями и странами.
Женская сущность творческих открытий славянского мира на рубеже ХХ –ХХІ ст., победительно отмеченная в России гением С. Губайдулиной, в болгарском преломлении выдвигается философской экспансией Ю. Кристевой и музыковедческим универсализмом Иванки Стояновой. Патриархальные нравы старой Болгарии не помешали выделить в качестве национального художникаИоанна Кукузеля, болгарина –по матери, в средоточии женской энергетики певческого наблюдения-излияния. Болгарская составляющая этнического лидерства конца ХХ века влилась в гречески-византийский «прорыв» в музыкальном искусстве в виде признания в профессиональной сфере Я. Ксенакиса и Вангелиса, ирландского компонента в профессиональном и популярном творчестве. Таков итог и такова заявка начала ХХІ века, требующих осмысления-обобщения проделанных накоплений, в русле разработки которых сложилась проблематика данного исследования. |
uk_UA |
dc.description.abstract |
Актуальность темы определена значимостью болгарской идеи в современном музыкальном мире. Весомость болгарского вклада в музыкальный профессионализм определятся позициями, заложенными венграми Б. Бартоком, Д. Лигети, – как осмысление болгарских ритмов и фактурных показателей национальной певческой традиции в качестве одной из основ новационных позиций мирового музыкального искусства ХХ в. Болгарская музыка в ее национальной специфике значима в международных масштабах своей сопричастностью традициям греко-ирландскому лидерству в современной популярной сфере, в том числе и в области церковной музыки. Ибо актуальность пения по исону для современного Православия, культивировавшегося от начал Христианства в монастырях Афона, существующая в Украине и России в современном церковном искусстве, – высвечивает тот фактор, что бурдонный-исонный принцип фактуры традиционен для болгарского фольклора и церковности. Соответственно, конфессиональная востребованность по отношению к бурдонному-исонному звучанию на современном этапе, «входит в резонанс» с исконно-болгарскими певческими навыками, продвигая совокупно национальное искусство этого народа к музыкально-лидерствующему качеству в стилистических раскладах современности. Болгарская музыка исторически наиболее приближенная к византийско-греческим истокам Христианского искусства, а через Кирилло-Мефодиевскую традицию – к устоям Ирландско-Галльского Православия, отчего она оказалась чрезвычайно заметной в «греко-кельтской волне», которая высветилась в художественной сфере в конце XX – начала XXI веков в связи с выдвижением А. Пьяццоллы и Вангелиса на ведущие позиции стилистики профессиональной музыки мира. В данном случае обращаем внимание не только на композиторский выход болгарских авторов, но и на активность музыковедения Болгарии в общеевропейском раскладе, совокупно определивших заметный вклад этой «малой страны» в мировую культуру минувшего столетия. Акцентируем специально внимание на творчество композиторов Болгарии, писавших и пишущих для церкви, что в силу объективных обстоятельств долго не попадало в фокус отечественного музыковедческого внимания при анализе болгарского национального творчества.Тема болгарского профессионализма в контексте мировой культуры актуальна для Одессы и Одесского региона в целом, поскольку исторически определена значимость болгарского этноса и соответствующих художественных традиций для указанного территориального ареала Украины.
Цель исследования – определить парадигматические черты профессионального музыкального искусства Болгарии второй половине ХХ – начала ХХІ века
Объект – болгарская музыка в ее резонировании на исторические национальные традиции и актуально-лидерствующие стилистические идеи современности. Предметом исследования является типология мыслительных ориентиров религиозной и художественной жизни Болгарии в их проявлении в певческо-исполнительской, композиторской и музыкально-научной сферах. |
uk_UA |
dc.language.iso |
ru_RU |
uk_UA |
dc.publisher |
Одесская национальная музыкальная академия им. А. В. Неждановой |
uk_UA |
dc.subject |
болгарское музикальное искусство |
uk_UA |
dc.subject |
музикальное искусство |
uk_UA |
dc.subject |
национально-стилевая парадигма |
uk_UA |
dc.subject |
культура |
uk_UA |
dc.title |
Болгарское музикальное искусство как национально-стилевая парадигма в культуре ХХ - начале ХХІ веков |
uk_UA |
dc.title.alternative |
Болгарське музичне мистецтво як національно-стильова парадигма в культурі XX - початку XXI століть |
uk_UA |
dc.type |
Other |
uk_UA |