dc.contributor.author |
Перова, Евгения Георгиевна |
|
dc.date.accessioned |
2020-05-06T11:04:32Z |
|
dc.date.available |
2020-05-06T11:04:32Z |
|
dc.date.issued |
2004 |
|
dc.identifier.citation |
Перова Е. Г. Пастельный портрет XVIII века в России: история, атрибуция, сохранность, реставрация : автopеф. дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения : спец. 24.00.03 "Музееведение, реставрация и консервация историко-культурных объектов" / Евгения Георгиевна Перова ; Российский институт культурологии. М., 2004. 28 с. |
uk_UA |
dc.identifier.uri |
http://elib.nakkkim.edu.ua/xmlui/handle/123456789/584 |
|
dc.description |
Исследования показали, что пастельный портрет в России XVIII века имеет свои особенности развития и бытования. Техника пастели была привнесена в Россию европейскими мастерами и получила свое воплощение главным образом в популярном
жанре камерного портрета. Развиваясь в общем направлении развития портретного жанра в России, пастельный портрет, сохраняя свойства рисунка, имеет много общего и со станковым живописным портретом, и с миниатюрой, занимая то место, которое в первой половине XIX века стало принадлежать акварельному портрету, а позже частично перешло к фотографии. Изучение технико-технологических особенностей пастели имеет важное значение для атрибуции произведений. Хрупкость красочного слоя приводит к утрате не только тонких нюансов живописи, которые находятся в самых верхних слоях порошащегося красочного слоя, но и самой авторской подписи. Если пастели на грунтованных холстах дают больше материала для изучения и сравнения особенностей живописной манеры художников, то структура произведений и приемы работы пастельными мелками по пергаменту и бумаге не так многочисленны и сходны у разных художников. Основное внимание в этом случае приходится обращать на рисунок, манеру штриховки и наложения бликов, на свойственные каждому пастелисту особенности колорита. Проанализировав имеющиеся сведения по составу пастельных мелков, о методах работы и фиксации, можно придти к заключению, что пастель несет в себе саморазрушающее начало, так как представляет собой почти чистые пигменты с минимальным добавлением связующего. Это делает ее очень чувствительной к любому механическому воздействию. Никакая фиксация не способна исправить положение, поскольку необратимо меняет внешний вид пастели. Анализ старинных и современных методик реставрации, как отечественных, так и зарубежных, привел к малоутешительному выводу: любая реставрация пастелей, даже самая щадящая,неизбежно приводит к изменению внешнего вида (иногда и формы) произведения. Работая с пастелью, неизбежно приходиться класть ее лицом вниз на ту или иную подложку, что травмирует красочный слой; удаление загрязнений с поверхности пастели - процесс также чрезвычайно рискованный. При подщлейке и дублировании мы вносим в объект новые материалы и вещества, а тонирование пастелей требует очень осторожного подхода, поскольку практически не выявляемо и не обратимо. Реставрация не является панацеей и гарантаей от дальнейших негативных изменений объекта. Таким образом, на первый план выступает проблема хранения пастельных произведений: создание и поддержание стабильного климата в хранилищах и на экспозиции, проведение фазовой консервации. Пастельный портрет в России ХVIII века был исследован с различных точек зрения: как явление искусства, имеющее свою историю и типологию, как физический объект и как предмет реставрации. Результаты технико-технологических исследований, проведенных в собрании ГИМ, являются первым "вкладом" в своеобразный сводный каталог всего собрания пастельных портретов, рассредоточенного по разным музеям, создание которого позволило бы, объединив знания историков искусства, экспертов-технологов и реставраторов, выявить произведения, принадлежащие отдельным мастерам и ярче представить общую картину развития пастельного портрета в России ХVIII века, а также получить данные, важные для выработки современных методик реставрации пастелей на разных основах. |
uk_UA |
dc.description.abstract |
Предметом исследования является пастельный портрет ХVIII века в России. В отличие от Европы, где пастель известна с XV века, произведения в технике пастели появляются в России со второй половины ХVIII столетия, сначала как предмет коллекционирования в виде привозных образцов творчества европейских пастелистов.
Работающие в России художники-иностранцы, владеющие техникой пастели, изредка прибегают к ней, создавая зарисовки и эскизы. Мода на пастель возникла в России не ранее 1730-х годов, когда такие художники, как Ж. де Самсуа и В. Эрнксен стали писать портреты представителей российской знати. Широкое распространение пастельного портрета начинается в 1780-е годы с приездом в Россию таких мастеров, как Иоганн Генрих Шмидт и Иоганн Барду. Если остальные художники прибегали к пастели лишь время от времени, то И. Г. Шмидт и И. Барду работали в России исключительно пастелью я создали выразительную "портретную галерею" российского дворянства. Пастельный портрет в России долго оставался занятием по преимуществу иностранных художников: имен русских пастелистов ХVIII века мы практически не знаем. Большое количество анонимных пастельных портретов в российских музеях заставляет предположить, что круг художников, работавших пастелью в ХVIII веке, был весьма широк. Характерной особенностью именно пастельного портрета является большое количество подвизающихся в этом жанре дилетантов, чему способствовала сравнительная с масляной живописью простота техники. С другой стороны, подобная авторская анонимность говорит о том, что для заказчика более существенное значение имел сам портрет изображение важнее автора, отодвигаемого на второй план. Актуальность исследования состоит в том, что автор впервые представляет пастельный портрет в России ХVIII века как самостоятельный предмет исследования, имеющий свои технико-технологические и типологические особенности, прослеживает его связи и с масляной живописью, и с портретной миниатюрой. Портретный жанр всегда был популярен и среди художников, и среди почитателей искусства. Пастельный камерный портрет внес свою красочную ноту в целостную картину развития российской культуры. Произведения таких художников, как Иоганн Генрих Шмидт и Иоганн Барду есть в большинстве российских музеев (причем до сих пор продолжается приписывание произведений последнего пастелисту первой четверти XIX века Карлу Барду). Основная цель диссертации заключается в изучении практически неисследованного пастельного портрета ХVIII века в России, определение его типологии, а также роли и значения в развитии портретного жанра в России в конце XVIII - начале XIХ века. Задачи работы предопределяют комплексный метод исследования включающий в себя исторический, искусствоведческий, технико-технологический и статистический анализы. |
uk_UA |
dc.language.iso |
ru_RU |
uk_UA |
dc.publisher |
Российский институт культурологии |
uk_UA |
dc.subject |
изобразительное искусство |
uk_UA |
dc.subject |
пастельный портрет ХVIII века |
uk_UA |
dc.subject |
Россия |
uk_UA |
dc.subject |
атрибуция |
uk_UA |
dc.subject |
сохранность |
uk_UA |
dc.subject |
реставрация |
uk_UA |
dc.subject |
декоративное искусство |
uk_UA |
dc.subject |
реставрация |
uk_UA |
dc.subject |
пастель |
uk_UA |
dc.subject |
камерный портрет |
uk_UA |
dc.subject |
портретный жанр |
uk_UA |
dc.subject |
пастельный портрет |
uk_UA |
dc.subject |
рисунок |
uk_UA |
dc.subject |
станковый живописный портрет |
uk_UA |
dc.subject |
миниатюра |
uk_UA |
dc.subject |
акварельный портрет |
uk_UA |
dc.subject |
фотография |
uk_UA |
dc.subject |
пастель |
uk_UA |
dc.subject |
художники |
uk_UA |
dc.subject |
пастельные мелки |
uk_UA |
dc.subject |
пастелист |
uk_UA |
dc.subject |
пастельные произведения |
uk_UA |
dc.subject |
Барду Иоганн |
uk_UA |
dc.subject |
Шмидт Иоганн Генрих |
uk_UA |
dc.title |
Пастельный портрет ХVIII века в России (история, атрибуция, сохранность, реставрация) |
uk_UA |
dc.title.alternative |
Пастельний портрет ХVIII століття в Росії (історія, атрибуція, збереження, реставрація) |
uk_UA |
dc.type |
Other |
uk_UA |