Короткий опис(реферат):
Цель работы. В статье выявляются неоклассические черты гитарного творчества
известного итальянского композитора первой половины ХХ века Марио Кастельнуово-Тедеско. Методология исследования базируется на использовании исторического, феноменологического, компаративного, структурно-функционального методов, позволяющих охватить обозначенный дискурс в контексте творческих исканий музыканта. Научная новизна исследования заключается в феноменологическом подходе к аналитике неизученного в отечественном музыкознании гитарного произведения М. Кастельнуово-Тедеско. Выводы. На примере сонаты «Памяти Боккерини» для гитары соло в оригинальной версии и редакции Андреса Сеговии отмечены первичные авторские интенции. Прослежена типичная для неоклассицизма апелляция к жанровым и стилевым особенностям гитарных квинтетов Луиджи Боккерини.
Суть розробки, основні результати:
The purpose of the article. In the article neoclassical features of the guitar creativity of the
famous Italian composer of the first half of the twentieth century Mario Castelnuovo-Tedesco are revealed. The methodology is based on the use of historical, phenomenological, comparative, structural-functional methods that allow us to embrace the discourse in the context of the creative searches of a musician. The scientific novelty of the study lies in the phenomenological approach to the analysis of the guitar work by M. Castelnuovo-Tedesco, not studied in Ukrainian musicology. Conclusions. The original author’s intentions were noted on the example of the sonata «Homage to
Boccherini» for solo guitar in the original version and the edition of Andres Segovia. Appeal to the genre and style features of guitar quintets by Luigi Boccherini typical for neoclassicism is traced.