Abstract:
Актуальность темы. В Одессе более ста лет существует непрерывная традиция пленэрной живописи, которая является базовой для мастеров современного искусства. Её основные принципы были сформированы мастерами Товарищества Южнорусских художников (ТЮРХ) в конце XIX – начале XX вв. В их творчестве произошло соединение академической традиции (с присущим ей развитым чувством тона и гармонических пропорций) и живописных достижений французского импрессионизма и постимпрессионизма. Живопись на открытом воздухе получила развитие, прежде всего, в пейзажном жанре.
В период господства советской тоталитарной системы единственно возможным считался метод социалистического реализма. Поскольку искусство было призвано прославлять советский образ жизни в идеологически значимых тематических полотнах, пейзаж и связанные с ним проблемы пленэрной живописи рассматривались как второстепенные. Импрессионистическая живопись отвергалась как формалистическая. В период «оттепели» 1960-х гг. ведущие художники Украины (Т.Н. Яблонская, И.И. Бокшай, Ф.Ф. Манайло, А.А. Коцка и др.), оставив в стороне решение свето-цветовых задач пленэра, обратились к декоративной форме. Живописцы Одессы, в отличие от художников других регионов Украины, никогда не прерывали связи с пленэром. Живопись на воздухе позволяла выражать личное мироощущение, воплощать вневременную тему взаимоотношения человека и природы. Насыщенное светом пространство Северного Причерноморья является идеальным местом для живописи на открытом воздухе.
Одесские художники второй половины XX – начала ХХI в. создали значительные произведения в области пленэрной живописи. Её диапазон включает не только пейзаж, как основной жанр, но и тематическую картину. Изучение пленэрной живописи необходимо для сохранения культурной традиции. Важно осмыслить своеобразие пленэрной школы Одессы и определить творческий вклад её мастеров в историю изобразительного искусства Украины.
Цель диссертации состоит в выявлении роли пленэра в живописи Одессы второй половины ХХ – начала ХХI в. В связи с этим были поставлены задачи:
– показать значение природного фактора в обращении художников Одессы к методу живописи на пленэре;
– исследовать истоки и традиции одесской пленэрной школы живописи; создать иллюстративное приложение с целью наглядного представления произведений художников Одессы в контексте европейского искусства;
– рассмотреть особенности индивидуальных творческих методов художников, работающих на пленэре, и определить основные типологические направления одесской пленэрной школы;
– изучить традиции лирического камерного пейзажа конца XIX – начала XX в. в пленэрной живописи Н.А. Шелюто, Д.М. Фруминой, Г.С. Мещеряковой, А.С. Гавдзинского, В.Н. Литвиненко, К.М. Ломыкина;
– выявить роль пленэра в картине-пейзаже Ю.Н. Егорова, А.И. Лозы, О.В. Слешинского, М.Д. Тодорова, В.Г. Власова;
– выяснить влияние пленэра на формирование свето-цветовой системы живописцев Одессы;
– определить место одесской пленэрной школы в искусстве Украины.
Объект исследования: живопись Одессы второй половины ХХ – начала ХХІ века.
Предмет исследования: пленэр в живописи Одессы второй половины ХХ – начала ХХІ века.
Хронологические рамки исследования охватывают период второй половины ХХ – начала ХХI в. Поскольку при изучении темы рассматриваются истоки и непрерывность традиции пленэрной живописи в Одессе, то хронологический диапазон учитывает художественный процесс с конца XIX – начала ХХ в. Территориальные границы определены Одессой, как значительным культурным центром юга Украины.
Методы исследования. Методологической основой роботы стал системный подход. Для определения влияния европейского искусства на сложение художественной системы одесских живописцев важным был компаративный метод. В типологическом аспекте он использован также для выявления основных направлений одесской пленэрной школы. При изучении своеобразия произведений живописи применялся метод искусствоведческого художественно-стилистического анализа. Для рассмотрения исторических аспектов проблемы использовался исторический метод в синхронном и диахронном измерениях. Для раскрытия образно-символического содержания произведений применялся иконологический метод.
Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты могут стать составляющей истории одесской школы живописи в контексте комплексного изучения проблем современного изобразительного искусства Украины. Материалы диссертации и сделанные автором теоретические обобщения могут быть использованы в разработке специального лекционного курса по современному изобразительному искусству для студентов художественных вузов, для создания методических пособий и учебников, а также в музейной практике.
Description:
В диссертации дано теоретическое обоснование и выявлен новый аспект в изучении проблемы становления и развития изобразительного искусства Одессы второй половины ХХ – начала ХХI в. Впервые осуществлена попытка комплексного исследования роли пленэра в своеобразии одесской живописной школы. Показано, что насыщенная светом природная среда южного города является мощным фактором, способствующим обращению живописцев к пленэру. Исследование подтвердило, что пленэрная живопись, с присущим ей вниманием к световоздушной среде, определяет особенности одесской живописной школы.
2. Художественно-стилистический анализ произведений мастеров пленэра второй половины ХХ – начала ХХI в. показал, что их творчество не ограничивается рамками традиции художников ТЮРХ. Актуальным для живописцев является творческий диалог с искусством различных культурных эпох и стилистических направлений: Ренессанс, романтизм, импрессионизм, постимпрессионизм и др. Использование компаративного метода позволило создать широкое ассоциативное поле для выявления своеобразия одесской пленэрной школы в контексте европейского искусства. С этой целью создано иллюстративное приложение.
3. На основе искусствоведческого художественно-стилистического анализа многочисленных произведений, интервью с живописцами (и их родными) изучены особенности индивидуальных творческих методов. Обобщение материала позволило определить два основных типологических направления одесской пленэрной школы:
– последовательное продолжение и развитие традиций лирического камерного пейзажа конца XIX – начала XX в. в пленэрной живописи второй половины ХХ – начала XXI в.;
– трансформация пленэра в картине-пейзаже одесских живописцев, стремящихся к обновлению содержания и преобразованию формы изобразительного искусства.
4. Выявлено, что в творчестве мастеров лирического камерного пейзажа: Н.А. Шелюто, Д.М. Фруминой, Г.С. Мещеряковой, А.С. Гавдзинского, В.Н. Литвиненко, К.М. Ломыкина – основным методом является работа по непосредственному впечатлению от натуры, в художественное воплощение которой они привносят глубоко личное восприятие. Художники продолжают традицию пленэрной живописи конца XIX – начала XX в., в частности, мастеров ТЮРХ.
Изучение эволюции творчества живописцев показало, что для произведений раннего периода характерна более определённая трактовка формы в пространстве, присутствует конкретная материальная характеристика предмета. В зрелый и, особенно, поздний период наблюдается всё большее «развоплощение» предмета и доминанта пространства, обретающего качества плотной субстанции. Живопись зрелого периода Д.М. Фруминой, А.С. Гавдзинского, В.Н. Литвиненко, Г.С. Мещеряковой можно определить как импрессионистическую. Это качество является новым относительно творчества художников ТЮРХ.
5. Особенностью художественного метода мастеров картинной формы: Ю.Н. Егорова, О.В. Слешинского, А.И. Лозы, В.Г. Власова, М.Д. Тодорова – является совмещение работы в мастерской и на пленэре. Такой синтетический метод позволяет сочетать в композициях высокую степень условности формального решения и чувственную убедительность светового и цветового состояния. Показано, что при общей ориентации на конкретный ландшафт Северного Причерноморья, каждый художник создает свою пространственную модель, универсальным качеством которой является панорамность и трехчастность (небо – море – земля). Выявлена тенденция к соединению станкового и монументального начала в картинах-пейзажах.
Установлено, что в творчестве одесских художников сохраняется взаимосвязь с античной и ренессансной традицией изображения обнажённого тела человека, гармонично включенного в пространство величественной природы. Важно, что изображение модели происходит непосредственно на пленэре. Гуманистическая направленность творчества Ю.Н. Егорова, А.И. Лозы, В.Г. Власова, М.Д. Тодорова проявлена в трактовке темы «человек и природа», где человек представлен как центр мироздания.
Анализ произведений помог уяснить, что период 1970-1980-х гг. – время творческой зрелости изучаемых нами художников – характеризуется обращением к романтической тематике. Герои картин (не социальные, а идеальные) готовы к преодолению обыденного пространства. Обязательными атрибутами картин являются лодка, яхта, парусник, корабль, сигнальный флаг, маяк и т.д. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. произошел переход к философски углубленному отношению к природе и её образной трактовке. Для произведений современного периода характерно отсутствие действия, созерцательность. Постоянная работа с натуры на пленэре позволяет художникам в тематических полотнах убедительно передавать световые состояния и цветовые гармонии.
6. Исследование подтвердило, что яркий солнечный свет юга является фактором, во многом определяющим качество «живописности» картин одесских мастеров. Работая на пленэре, художники, как правило, не концентрируют внимание на объемно-пластической характеристике предмета, а показывают его во взаимосвязи с окружающей средой. Пространство и масса становятся равнозначными и важными с точки зрения их колористического звучания. Этим обусловлена более живописная трактовка натуры южными художниками по сравнению с северными. Живописцы часто используют приём контражура, который позволяет передать эффект яркого света и цветовую насыщенность тени.
Свет, являющийся главной проблемой пленэра, в живописи мастеров двух выявленных нами типологических направлений имеет качественное различие:
– в произведениях художников лирического камерного пейзажа важной является передача особенностей состояний световоздушной среды, которая выступает в роли объединяющего фактора (особенно это проявилось у художников импрессионистического направления);
– в картинах мастеров композиции происходит свето-цветовое преображение конкретного пространства природы (города). Свет становится своеобразной живописной метафорой, средством одухотворения реальной природы. Такая трактовка световой среды помогает мастерам выразить свой образ мира, в котором воплотилось стремление к идеальному, вневременному. Наиболее полно это проявилось в полотнах зрелого периода творчества живописцев (начало 1980 – 2000-х гг.).
7. Исследование показало, что одесская живописная школа, как важная составляющая искусства Украины, в период господства метода соцреализма сохраняла достижения европейской и национальной живописной культуры конца XIX – начала XX вв. Свободный от социальной нагрузки жанр пейзажа дал возможность художникам проявлять индивидуальность и выражать душевное состояние через восприятие природы. Для художников Одессы, в отличие от мастеров других региональных школ, проблема передачи свето-воздушной среды в живописи всегда имела определяющее значение. В историю изобразительного искусства Украины живописная школа Одессы вошла как пленэрная.
8. Диссертация открывает перспективы для дальнейшего научного исследования: предполагается расширить территориальные и временные рамки изучаемой проблемы пленэра в живописи, рассмотреть особенности трактовки пространства в изобразительном искусстве различных эпох во взаимосвязи с изменением мировосприятия человека.